Недостатки онлайн-шопинга

Мой опыт и реальные истории из жизни // Автор: Макс

Нет в мире совершенства. Онлайн-шопинг имеет массу преимуществ, о чем я уже не раз писал (например, здесь), но, разумеется, не лишен и недостатков. Собственно, о недостатках и поговорим. А заодно попробуем разобраться, какие из них представляют реальную проблему, а какие могут быть использованы во благо и, вообще, возможно ли извлечь выгоду из недостатков.

Хотя что это я так обезличено начал? Я ведь живой всамделишный человек, и рассуждая об онлайн-шопинге, опираюсь на свой собственный опыт. Не стану отступать от сложившейся практики и на сей раз. К чему в сотый раз повторять одни и те же клише про «невозможность потрогать товар руками» и «опасность нарваться на мошенников»? Лучше расскажу несколько историй, приключившихся со мной лично.

Онлайн-шопинг и неприятности

Ладно, если уж быть откровенным, то как раз из-за той самой невозможности потрогать товар руками и проистекает подавляющее большинство всех неприятностей, связанных с онлайн-шопингом. По крайней мере в моем случае это именно так. Как ни крути, увидеть вещь вживую и подержать ее в своих собственных руках – гораздо ценнее, чем любой фото- или даже видеообзор.

Вот вам пример из жизни. Как-то раз заказал я игрушку для ребенка:

Радиоуправляемый паук и Lego-Скайуокер

Это – радиоуправляемый паук. Вещь, строго говоря, необязательная. Кто-то сразу так и скажет: «Нечего тратить деньги на всякую ерунду!». И я соглашусь. Сейчас я бы не стал тратиться. Но был момент, когда я думал иначе, и мне этот паук показался забавным (сам не знаю почему). Собственно говоря, того момента оказалось достаточно, чтобы совершить покупку. И все бы ничего. С участием этого красавчика действительно можно придумать какие-никакие игры и розыгрыши. Но он огромный! Ориентируясь по фотографиям, я представлял его совсем иначе – размером максимум с ладонь. Реальность превзошла ожидания :)) Паучок оказался раза в два больше, чем я думал. (Для наглядности на вышеприведенном фото рядом с пауком я специально положил стандартную Lego-фигурку.)

Проблема ли это? Вовсе нет!

Никто меня не заставлял забирать эту несчастную игрушку домой. В пункте выдачи товаров (заказ, к слову, был сделан в интернет-магазине «Онлайнтрейд») я мог легко от нее отказаться. Никто бы мне и слова не сказал. И платить ни копейки не пришлось бы. Потому что для онлайн-торговли это вполне нормальная ситуация: человек что-то заказал в интернете, пришел забирать заказ и понял, что ошибся. Все ОК. Никаких проблем. Просто к этому нужно быть морально готовым, и во-первых, не расстраиваться, если заказал что-то не то, а во-вторых, не чувствовать себя обязанным за это «что-то не то» платить. Отказываясь выкупать заказанную вещь, вы не делаете ничего плохого. Да, продавцу это невыгодно. Но вашей вины тут нет. Такое случается. Только и всего.

Правда, не исключено, что в случае отказа от товара, вам придется заплатить за доставку (и/или за обратную пересылку). Такое возможно, скажем, если заказ вы получаете не в пункте выдачи, а через постамат, и у вас нет возможности отказаться от покупки в момент получения заказа. Во многом это зависит и от правил каждой конкретной торговой площадки. Вариаций довольно много. Отсюда вывод:

Прежде чем покупать в интернете какие-то дорогостоящие вещи, имеет смысл ознакомиться с условиями возврата и отказа.

Ошибки ошибками. Хуже когда тебе привозят ровно то, на что ты рассчитывал, но в, скажем так, неидеальном состоянии. Бывало у меня и такое.

Чаще всего в неидеальном состоянии приезжают продукты питания. Вот, например, макароны:

Порванная пачка макаронов

Как видите, пачка не пережила бережной транспортировки и порвалась. Неприятно? Да! Но решаются такие неприятности, как правило, легко и непринужденно. В случае с макаронами оказалось достаточно написать в службу поддержки клиентов Яндекс.Маркета, и мне компенсировали стоимость этой злополучной пачки. При этом я еще и в плюсе остался. Заплатил за макароны 67 рублей, а в качестве компенсации получил промокод на 100 рублей.

Письмо с промокодом от Яндекс.Маркета

Это к слову о том, можно ли из недостатков извлечь выгоду. Получается, что можно. Похожие ситуации возникали у меня и с другими маркетплейсами (Goods, Ozon). Причем иногда выгода получается куда как заметнее.

Вот вам в качестве иллюстрации еще одна история. В главных ролях опять я и Яндекс.Маркет. Началась эта история 11 ноября 2020 года.

11 ноября – День холостяка в Китае, когда проводится, должно быть, самая грандиозная распродажа года (что-то вроде американской Черной пятницы). В России день этот стал примечателен стараниями китайского маркетплейса AliExpress. Ну, а Яндекс, видимо, решил не отставать и устроил аттракцион поистине неслыханной щедрости для подписчиков Плюса: многие товары в этот день можно было купить со скидкой 50%!

Я решил затариться основательно (не упускать же такую возможность), и оформил заказ почти на 15 000 рублей. Получилось аж 47 позиций. Причем заказ был разбит на три посылки. Две из них доставили без проблем. А вот с третьей (основной!) возникли сложности. «Маркет» попросту отменил заказ и вернул деньги на карточку. Казалось бы, какие могут быть претензии. Но меня это задело. Было очень неприятно. И я на эмоциях написал гневное письмо в службу поддержки: дескать, нечего обещать умопомрачительные скидки, если потом вы тупо отменяете заказ. В итоге, после небольшой переписки, мне был предложен промокод, покрывший почти всю сумму упущенной выгоды.

Письмо с промокодом

То есть и деньги за отмененный заказ вернули, и 4 700 рублей в придачу дали. И вот это уже было приятно :) И очень выгодно к тому же! Вот она – та самая выгода из недостатков.

Бывали и другие нестыковки разной степени неприятности. Однако, как показывает мой опыт, выход можно найти почти из любой ситуации. В конце концов, самые большие промахи случались по моей собственной вине.

Вот из недавнего. Заказал я на «Озоне» трипод Xiaomi. У нас такой был, но где-то мы его благополучно потеряли. Ну, я и решил преподнести жене (именно она чаще всего пользовалась этим девайсом) небольшой сюрприз под Новый год. Вот только по невнимательности заказал вместо трипода монопод. В Новый год это и выяснилось. Девайс в рабочем состоянии, а сюрприза не вышло, и срок возврата уже истек. Ничего не поделаешь – сам сплоховал. Так что теперь у нас есть бесполезный монопод (трипод гораздо функциональнее!). В оффлайновом магазине я бы конечно так не ошибся.

Впрочем, дело тут не в плюсах и минусах онлайна или оффлайна, а во мне самом. А потому, резюмируя все вышеизложенное, скажу так:

Совершая покупки через интернет, будьте внимательны и осмотрительны.

И тогда никаких неразрешимых проблем у вас возникнуть не должно. А еще старайтесь не совершать импульсивных необдуманных покупок. Мой опыт показывает, что именно такие покупки обычно приводят к разочарованию и лишним тратам. Хотя это опять же справедливо не только по отношению к онлайн-шопингу.