В поисках лучшего маркетплейса

Что и где лучше покупать? Разбираемся на конкретных примерах из реальной жизни. Автор: Макс

Что такое маркетплейс

Обзор маркетплейсов

Ох уж эти неологизмы! Еще совсем недавно никто понятия не имел, что такое маркетплейс и с чем его едят. Теперь же это слово на слуху. Оно и неудивительно, в общем-то, если вспомнить о громком запуске сберо-яндексовского сервиса «Беру!», который с самого первого дня своего существования презентовался не иначе, как маркетплейс. Позже, после того как «Сбер» вышел из проекта, этот сервис стал частью Яндекс.Маркета. Однако слово прижилось.

Тем не менее, для начала все же поясню, что такое маркетплейс и чем онлайн-маркетплейс отличается от обычного интернет-магазина.

Чем онлайн-маркетплейс отличается от интернет-магазина

На первый взгляд (с пользовательской точки зрения) онлайн-маркетплейс почти не отличим от интернет-магазина. И там и там можно сделать одно и то же: купить что-нибудь с доставкой в ту или иную точку (на дом, в пункт выдачи, в постамат и т.д.).

Однако отличия есть и притом существенные.

Классический интернет-магазин – это один единственный продавец, со своими собственными складскими запасами, поставщиками и т.д. и т.п.

Маркетплейс же – это буквально торговая площадка (рыночная площадь). Таким образом, онлайн-маркетплейс – это своего рода онлайн-рынок (или, если угодно, торговый центр), где можно купить самые разные товары у множества самых разных продавцов. Или, как в свое время было сформулировано на «Беру»:

Маркетплейс – это когда много магазинов продают свои товары в одном месте

Это – если в идеале. На словах все просто. На практике же все гораздо запутаннее.

Большинство российских маркетплейсов представляет собой гибрид между классическим интернет-магазином и онлайн-маркетплейсом в чистом виде. Почти все они (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет) выступают не только в качестве торговой площадки для сторонних продавцов, но и в роли продавца.

Справедливости ради, стоит отметить, что это характерно не только для российских маркетплейсов, но и для великого и ужасного Amazon'а, с которого, как принято считать, и началась история интернет-торговли. Так же, как Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, Amazon – одновременно и продавец, и площадка для других продавцов.

Впрочем, возможны и другие варианты. Взять, к примеру, AliExpress, входящий в группу Alibaba. Этот сервис с самого начала создавался именно как торговая площадка для множества продавцов (т.е. как маркетплейс в чистом виде), а не как онлайн-магазин. Если говорить о России, то с этой точки зрения я бы обратил внимание на СберМегаМаркет (бывший Goods). Они сами себя так и позиционируют, называя СберМегаМаркет «настоящим маркетплейсом» (тем самым намекая, что все остальные отечественные маркетплейсы не такие уж и настоящие).

Наконец, стоит упомянуть и о таких площадках, как Tiu.ru, которые тоже нередко называют маркетплейсами. И, вообще говоря, небезосновательно, поскольку тот же Tiu объединяет в рамках одного каталога товары огромного множества продавцов (в основном из России и стран постсоветского пространства, а также из Китая, Турции и других стран мира). Сходство с упомянутым выше сервисом AliExpress на лицо. Вот только с логистикой все совсем иначе. Tiu, например, не занимается доставкой. Поэтому в моем понимании это все-таки скорее доска объявлений, чем онлайн-маркетплейс.

Вообще же, к категории маркетплейсов нередко относят не только Tiu.ru, но и такие сайты и сервисы, как Avito, Blizko, «Юла» и многие другие, на базе которых любой желающий может запустить свой собственный интернет-магазин.

Короче говоря, что только не называют маркетплейсом. Уж больно модное словечко :) И это я еще о маркетплейсах услуг не упоминал. И о том, что многие социальные сети и мессенджеры запускают собственные маркетплейсы, тоже ничего не сказал.

Поэтому, дабы внести хоть какую-то ясность, придется уточнить, что для дальнейшего удобства я буду рассматривать лишь те маркетплейсы, которые позволяют совершать регулярные покупки широкого перечня товаров повседневного спроса.

Ведущие маркетплейсы России

На сегодняшний день (по состоянию на 2021 г.) ведущие позиции среди российских маркетплейсов, позволяющих осуществлять регулярные покупки широкого спектра товаров повседневного спроса, занимают четыре площадки:

Каждая из них обладает своими исторически сложившимися особенностями. И некоторые из этих особенностей имеют прямое отношение к вопросу о том, что и где лучше покупать.

Что и где лучше покупать

Начну с банального упрощения. Покупать что бы то ни было лучше там, где дешевле. Вместе с тем, было бы наивно полагать, что на каком-то одном маркетплейсе цены всегда и на все ниже, чем на остальных маркетплейсах. Это не так. Лучшая цена может прятаться где угодно. Тем не менее, кое-какие закономерности имеются.

Делюсь наблюдениями.

1. Wildberries

Эта площадка давно выросла из штанишек рядового интернет-магазина одежды и обуви. Однако, насколько я могу судить, именно одежда и обувь (не только для взрослых, но и для детей, кстати) остаются их ключевыми товарами. Поэтому цены на одежду и обувь у Wildberries зачастую самые низкие.

Вот, к примеру, одна из последних наших покупок:

Детский комбинезон Lassie

Детский комбинезон Lassie был куплен всего за 2556 рублей. На момент покупки это была лучшая цена. Ничего более интересного не нашлось ни на других маркетплейсах, ни на «Ламоде» (именно там мы чаще всего покупаем одежду и обувь для себя и детей; но не в этот раз).

Разумеется, на Wildberries встречаются заманчивые предложения и в других товарных категориях. Поэтому, прежде чем покупать что бы о ни было, я как правило не ленюсь заглянуть в том числе и на Wildberries, хотя, честно говоря, недолюбливаю этот сервис. У них на сайте традиционно много негатива, и касается этот негатив зачастую не качеств того или иного товара, а качества работы самого сервиса. Моя нежная психика не выдерживает этого – сразу хочется сбежать куда-нибудь в другое место, что я чаще всего и делаю.

2. Ozon

Эта площадка выросла в маркетплейс из книжного интернет-магазина. И до сих пор Ozon имеет довольно сильные позиции в этом рыночном сегменте (правда, я последнее время все чаще покупаю книги в других местах: см., в частности, «Лабиринт» и «Читай-город» – там в большинстве случаев все-таки дешевле). Но, возможно, еще более сильные позиции у них в области электроники. В качестве конкретного примера приведу не так давно приобретенные беспроводные стереоколонки (подробнее об этой покупке можно прочитать здесь).

Беспроводная колонка (стерео)

В других категориях на «Озоне» тоже встречается много интересных предложений. Я покупал там и чистящее средство для посудомойки, и демисезонную куртку для старшего сына, и пюрешки-каши-печеньки для младшего, и зерновой кофе для кофемашины, и собственно кофемашину, и много чего еще. Короче говоря, Ozon – это уже давно не только книжный интернет-магазин.

А еще у них очень удобно покупать всякую мелочевку, вроде защиных пленок для смартфонов, маркеров для доски, патч-кордов для компьютерной техники и т.д., благо что доставка при онлайн-оплате бесплатная.

Вот, например, сломал я по собственной неосторожности фитинг при замене водного фильтра. Пошел искать, где можно такой заказать. На крупных площадках не нашел, а на мелких стоимость доставки получалась в разы выше чем стоимость самого фитинга. Ozon выручил: за фитинг пришлось заплатить чуть больше, но за доставку – ни рубля.

В этом, кстати говоря, одно из ключевых преимуществ крупных маркетплейсов. Логистика – их конек!

3. Яндекс.Маркет

Маркетплейс на Яндекс.Маркете с самого начала как маркетплейс и создавался. Запущен он был сравнительно недавно (в 2018 г. под названием «Беру»). Поэтому трудно сказать, почему в данном случае получился гибрид. Как говорится, ничто не предвещало – не было никаких штанишек, из которых потом пришлось вырастать. Ну да ладно. Получилось и так неплохо. Мне яндексовский сервис нравится.

Если проанализировать историю моих покупок на этом маркетплейсе, то получается заметный уклон в сторону продуктов питания: я заказывал там и детское питание, и цейлонский чай, и кокосовое молоко, и тирольские вафли, и рыбные консервы, и картофельные чипсы, и макароны! К слову, о макаронах я как-то рассказывал в Дзене. А здесь в качестве примера удачной покупки приведу одну из моих любимых вкусняшек.

Вот – вафли Loacker Double Choc:

Вафли Loacker Double Choc

Очень уж они мне нравятся, и цены на «Яндекс.Маркете» мне нравятся не меньше. Несколько раз покупал их по 90–120 рублей, а с ореховой начинкой один раз урвал даже по 40(!) рублей за пачку. В местных офлайновых магазинах эти вафли продаются в лучшем случае рублей за 150–170, да еще и не всегда бывают.

Впрочем, не возьмусь утверждать, что на «Яндекс.Маркете» стоит затариваться одними лишь продуктами питания. Я покупал у них много разных товаров: сантехническое оборудование, косметические средства, детские подгузники, электротехнические изделия, шведскую стенку, швейцарские ножи и даже кусторез с телескопическими алюминиевыми ручками :)

Отдельно стоит сказать о подписке Яндекс.Плюс, с которой покупки на Маркете становятся еще выгоднее. В качестве иллюстрации читайте эту небольшую заметку, а о подписках вообще я подробно рассказывал здесь.

4. СберМегаМаркет

И, наконец, несколько слов об онлайн-платформе «СберМегаМаркет». Это молодой сервис (поэтапно запущен в 2017–2018 гг.; первоначальное название – Goods.ru). И как было отмечено выше, в отличие от предыдущих трех маркетплейсов, СберМегаМаркет – это именно торговая площадка, а не продавец. Сервис у них не идеальный (несколько раз срывали сроки доставки или вовсе отменяли заказ), но в целом СберМегаМаркет мне нравится. Самое приятное, что с их бонусной программой получается реально ощутимая экономия. Вот для наглядности скриншот из мобильного приложения:

Бонусный баланс на СберМегаМаркет

В период с 30 ноября 2018 г. по 11 августа 2020 г. (тогда сервис еще назывался Goods) я успел получить и потратить 14 219 бонусных рублей. (Я и сейчас продолжаю активно пользоваться этим сервисом. Просто в приложении суммарные накопления и траты больше не отображаются, а вручную считать лень :) Уж простите.)

Покупал я на СберМегаМаркете опять-таки самые разные вещи, включая воздушные шары, сушеную мяту, кленовый сироп и гречку :) Разве что одежду ни разу не покупал (в этом сегменте СберМегаМаркет заметно проигрывает Wildberries и Озону, хотя и пытается исправить ситуацию, насколько я вижу хотя бы по информационным рассылкам).

Ну а в качестве примера удачной покупки приведу сухой шампунь Batiste Original:

Сухой шампунь Batiste Original

Здесь его получается регулярно покупать по 250–300 рублей (и это без учета бонусов!). На других маркетплейсах Batiste Original (200 мл) обычно продают по цене в районе 400–500 рублей. Впрочем, не всегда. Бывает по-разному! Поэтому всегда нужно сравнивать цены.

Вывод

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Что и где все-таки лучше покупать? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Наверное, нет. Даже низкая цена далеко не всегда является надежным ориентиром.

Покупать нужно там, где удобно и выгодно

А удобство и выгода определяются отнюдь не только ценой. Свое влияние оказывают и условия доставки, и бонусные программы продавцов, и личные предпочтения покупателей, и многие другие факторы.

Что до меня, то на сегодняшний день моим фаворитом среди российских маркетплейсов является Яндекс.Маркет. Второе место я бы отдал СберМегаМаркету, третье – Озону, а четвертое – Wildberries.

Что примечательно, в первоначальной версии этой статьи на первое место я ставил СберМегаМаркет (тогда это был еще Goods), в то время как Яндекс.Маркет занимал вторую строчку моего личного рейтинга.

Иными словами, нельзя сказать, что я покупаю только на СберМегаМаркете или только на Яндекс.Маркете и нигде больше. Время от времени я пользуюсь услугами всех четырех рассмотренных в этом обзоре маркетплейсов, а также услугами множества онлайн- и оффлайн-магазинов, которые тоже никто не отменял. Не маркетплейсом единым жив человек! :)